С 2021 года маркировка одежды стала обязательной. Теперь каждую единицу товара нужно маркировать кодом Data-Matrix, который похож на черно-белый QR-код. В электронном виде его получают в Национальной системе маркировки и прослеживания товаров «Честный знак». Сформированный код Data Matrix распечатывают и надежно наклеивают на упаковку, бирку, этикетку или ярлык. В зашифрованном виде он хранит в себе информацию о производителе одежды, его поставщике, качественных характеристиках и др. Чтобы получить эти данные, достаточно отсканировать код 2D-сканером или камерой смартфона (иногда требуется установка специальной программы). Это может сделать любой из участников рынка, чтобы проверить контрагента или просто узнать «историю» выбранного товара. Предполагается, что обязательная маркировка позволит идентифицировать товар на любом этапе его реализации, вытеснить с рынка контрафакт и фальсификат, оптимизировать бизнес-процессы, улучшить контроль за качеством одежды.
Сроки для маркировки С 1 января 2021 года в России запрещен оборот немаркированной одежды. Это значит, что производить, продавать и закупать товар без кода маркировки незаконно. До 1 мая 2021 года действует переходный период. Т.е. ИП и юрлица, которые произвели/закупили, но не реализовали одежду до 1 января 2021 года, могут самостоятельно промаркировать товарные остатки.
Какую одежду нужно маркировать
Правительство РФ сформировало перечень одежды, которая подлежит обязательной маркировке с 2021 года (постановление № 1956 от 31 декабря 2019 г.). В нем указаны коды ТН ВЭД и ОКПД2, соответствующие определенной группе товаров.
Товары подлежащие маркировке
Рекомендации по классификации товаров ТН ВЭД ЕАЭС_ОКПД_2 (pdf, 194 Кб)
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации
Согласно распоряжению правительства № 792-р.
Наименование группы товаров | Код ОКПД2 | Код ТН ВЭД ЕАЭС |
Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи | 14.11.10 | 4203 10 000 |
Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек | 14.14.13 | 6106 |
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков | 14.13.21 | 6201 |
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек | 14.13.31 | 6202 |
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное | 13.92.12 13.92.13 13.92.14 |
6302 |
Важно! Чтобы понять, нужна ли одежде маркировка, обращаются к технической документации от производителя и сверяют описание товара с кодом ОКПД2 или ТН ВЭД.
Кто должен маркировать одежду
Обязанность маркировать одежду лежит на импортерах и производителях, но в некоторых случаях коды Data Matrix должны формировать и другие участники рынка.
Участники оборота товаров легкой промышленности должны будут получить коды маркировки для ввода товаров в оборот в случаях:
- производства новых товаров, код наносится до отгрузки с территории производства;
- импорта товаров на территорию РФ:
— при ввозе с территории ЕАЭС — до ввоза на территорию РФ;
— при ввозе из других стран — до помещения под таможенные процедуры; - возврата товара от конечного потребителя с утраченным кодом маркировки;
- маркировки остатков;
- перемаркировки, например, в случае утраты кода Data Matrix;
- приема товаров на комиссию от физических лиц.
Для получения кодов необходимо:
- зарегистрироваться в личном кабинете;
- передать сведения о товарах в информационную систему мониторинга;
- заказать коды маркировки и нанести их на товар.
Комиссионные магазины не маркируют одежду, если принимают ее от ИП и юрлиц. В этом случае о маркировке должны позаботиться владельцы товара. Не придется беспокоиться о маркировке одежды и секонд-хендам, если они работают с товаром по коду ТН ВЭД 6309 «Одежда и прочие изделия, бывшие в употреблении». Если коды б/у одежды подпадают под новые правила, маркировку должен наклеить поставщик.
Как это работает
В принципах сотрудничества между участниками рынка ничего не меняется. Только к бумажному документообороту добавляется электронный — все действия с маркированной одеждой фиксируют в системе «Честный знак». Движение товара оформляют универсальным передаточным документом (УПД).
Классическая схема движения маркированной одежды выглядит так:
- Производитель/импортер регистрирует товар в системе «Честный знак», распечатывает и наклеивает маркировку. В электронном виде формирует УПД, вместе с бумажной накладной отгружает одежду оптовику.
- Оптовик получает партию промаркированной одежды и сверяет поставку с УПД. Если расхождений нет, он подписывает УПД электронной цифровой подписью и принимает товар на свой баланс. Если расхождения с УПД есть, оптовик отклоняет приемку товара и формирует УКД — универсальный корректировочный документ.
- Розничный магазин принимает товар у оптовика по аналогии с п. 2. Как только УПД подтвержден цифровой подписью, одежда с маркировкой переходит с баланса оптовика на баланс магазина.
- Продавец в розничном магазине сканирует код маркировки и фиксирует факт продажи товара. Информация об этом поступает оператору фискальных данных (ОФД), который передает ее в систему «Честный знак». На этом этапе товар выбывает из оборота и списывается с баланса магазина.
- Покупатель получает кассовый чек со штрихкодом. Если отсканировать маркировку через специальное приложение на смартфоне, можно узнать информацию о производителе одежды, ее составе и др. Как маркировать одежду — пошаговая инструкция Чтобы участвовать в обороте маркированной одежды, нужно выполнить ряд действий.
Как зарегистрироваться в системе
1
Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись на руководителя организации или ИП
Сертификат электронной подписи можно получить в одном из аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центров.
Если у вас уже есть электронная подпись, то вы можете использовать ее.
ВАЖНО: Подпись должна быть выпущена на лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица/индивидуального предпринимателя без доверенности, указанное в ЕГРЮЛ/ ЕГРИП.