Что такое маркировка
Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который размещают на упаковке, ярлыке, этикетке или таре. Его может создать только единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.
С помощью КиЗ можно идентифицировать товар и отследить его путь от производства до продажи или списания: бизнес обязан передавать данные о товаре единой госсистеме «Честный ЗНАК».
Распределение ролей в рамках процесса такое:
- производители маркируют продукцию и вводят её в оборот;
- поставщики и импортёры сверяют КиЗ в документах от производителей и сообщают «Честному ЗНАКу», когда приняли продукцию и когда продали её;
- розница сверяет КиЗ в документах от поставщиков, сообщает «Честному ЗНАКу» о принятии товара и выводит продукцию из оборота путём продажи потребителю.
Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для меховых изделий выбрали RFID-метки — микрочипы, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты, обувь, одежду маркируют двухмерными штрихкодами DataMatrix.
За генерацию каждого КиЗ нужно платить государству 50 копеек без НДС. Бесплатно можно получить только коды для маркировки:
- жизненно необходимых лекарств, закупочная цена которых меньше 20 рублей;
- остатков, то есть той продукции, которую произвели до внедрения обязательной маркировки;
- продукции, маркировка которой пока в стадии эксперимента.
Во втором случае, чтобы коды были бесплатными, при заказе в поле «Способ выпуска товаров в оборот» введите «Маркировка остатков». КиЗ для товара, который в оборот не попал, действителен 60 суток.
Какие товары обязательно маркировать
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, поэтапно пополняется. Каждая категория продукции проходит 3 стадии:
1. Эксперимент
Участвовать в нём необязательно, но это в интересах бизнеса: есть время наладить оборудование и попрактиковаться на бесплатных КиЗ.
2. Обязательная регистрация в системе «Честный ЗНАК»
Зарегистрироваться не получится без электронной подписи и электронного документооборота. На этом этапе пора настроить товароучётную систему, промаркировать остатки и начать маркировать новые партии товара.
3. Запрет немаркированной продукции
Тут начинаются штрафы — продавать товары без КиЗ больше нельзя.
Согласно данным системы «Честный ЗНАК», к 2024 году национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до детского питания.
Как продавать маркированные товары в розницу
1. Купите, подключите и зарегистрируйте онлайн-кассу, которая умеет работать с маркированными товарами, или проверьте и обновите старую. Она будет отправлять электронные чеки оператору фискальных данных, а он в свою очередь проинформирует «Честный ЗНАК» о выходе товара из оборота.
2.Заключите договор или дополнительное соглашение к нему с оператором фискальных данных.
3.Получите усиленную квалифицированную электронную подпись — для работы с системой «Честный ЗНАК».
4. Подключитесь к электронному документообороту. В системе ЭДО вы будете принимать универсальные передаточные документы, которые объединяют в себе реквизиты из счетов-фактур и первичных учётных документов. Никак иначе принять КиЗ не получится.
5. Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе». Маркировка остатков — продукции, которую не успели реализовать, ложится на ваши плечи. Опишите товары в системе, запросите коды и нанесите их.