Главное о маркировке товаров

Обувь, лекарства, табак, шубы и ещё несколько видов продукции нужно маркировать — наносить на каждый товар уникальный цифровой код. Предполагается, что эта мера поможет снизить долю контрафакта. За маркировку отвечают производители и импортёры, но для розницы тоже действуют новые правила.

Что такое маркировка

Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который размещают на упаковке, ярлыке, этикетке или таре. Его может создать только единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.

С помощью КиЗ можно идентифицировать товар и отследить его путь от производства до продажи или списания: бизнес обязан передавать данные о товаре единой госсистеме «Честный ЗНАК».

Распределение ролей в рамках процесса такое:

  • производители маркируют продукцию и вводят её в оборот;
  • поставщики и импортёры сверяют КиЗ в документах от производителей и сообщают «Честному ЗНАКу», когда приняли продукцию и когда продали её;
  • розница сверяет КиЗ в документах от поставщиков, сообщает «Честному ЗНАКу» о принятии товара и выводит продукцию из оборота путём продажи потребителю.

Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для меховых изделий выбрали RFID-метки — микрочипы, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты, обувь, одежду маркируют двухмерными штрихкодами DataMatrix.

За генерацию каждого КиЗ нужно платить государству 50 копеек без НДС. Бесплатно можно получить только коды для маркировки:

  • жизненно необходимых лекарств, закупочная цена которых меньше 20 рублей;
  • остатков, то есть той продукции, которую произвели до внедрения обязательной маркировки;
  • продукции, маркировка которой пока в стадии эксперимента.

Во втором случае, чтобы коды были бесплатными, при заказе в поле «Способ выпуска товаров в оборот» введите «Маркировка остатков». КиЗ для товара, который в оборот не попал, действителен 60 суток.

 

Какие товары обязательно маркировать

Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, поэтапно пополняется. Каждая категория продукции проходит 3 стадии:

1. Эксперимент

Участвовать в нём необязательно, но это в интересах бизнеса: есть время наладить оборудование и попрактиковаться на бесплатных КиЗ.

2. Обязательная регистрация в системе «Честный ЗНАК»

Зарегистрироваться не получится без электронной подписи и электронного документооборота. На этом этапе пора настроить товароучётную систему, промаркировать остатки и начать маркировать новые партии товара.

3. Запрет немаркированной продукции

Тут начинаются штрафы — продавать товары без КиЗ больше нельзя.

Согласно данным системы «Честный ЗНАК», к 2024 году национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до детского питания.

Как продавать маркированные товары в розницу

1. Купите, подключите и зарегистрируйте онлайн-кассу, которая умеет работать с маркированными товарами, или проверьте и обновите старую. Она будет отправлять электронные чеки оператору фискальных данных, а он в свою очередь проинформирует «Честный ЗНАК» о выходе товара из оборота.

2.Заключите договор или дополнительное соглашение к нему с оператором фискальных данных.

3.Получите усиленную квалифицированную электронную подпись — для работы с системой «Честный ЗНАК».

4. Подключитесь к электронному документообороту. В системе ЭДО вы будете принимать универсальные передаточные документы, которые объединяют в себе реквизиты из счетов-фактур и первичных учётных документов. Никак иначе принять КиЗ не получится.

5. Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе». Маркировка остатков — продукции, которую не успели реализовать, ложится на ваши плечи. Опишите товары в системе, запросите коды и нанесите их.

6. Настройте работу с кодами маркировки в учётной системе и кассовой программе.

7. Приобретите и подключите сканер 2D-штрихкодов, чтобы сверять фактические КиЗ с теми, которые указаны в электронных документах. При продаже кассирам нужно сканировать 2 кода: товарный и маркировочный.

Товарный штрих-код — это обычный штрих-код в виде чёрных и белых полос с основной информацией: страна-производитель, предприятие-изготовитель, характеристики товара, например название, артикул или цвет. Он позволяет идентифицировать товар для передачи данных в систему, где хранятся сведения об оставшемся запасе продукции на складе и пр.

После сканирования кода маркировки информация о покупке поступает напрямую оператору фискальных данных. Он передаёт сведения о продаже в информационную систему и ФНС. После этого товар считается выведенным из оборота.

Если клиент вернёт товар, а вы обнаружите, что код маркировки повреждён, придётся его перемаркировать: списать старый КиЗ, а потом запросить, распечатать и наклеить новый — иначе опять ввести товар в оборот не получится. Те же действия потребуются, если код утерян или содержит ошибку, независимо от того, нанесли такой КиЗ на продукцию или нет.

 

Что будет, если не нанести маркировку

Компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые нарушат нормы маркировки, грозит штраф с конфискацией товара.

За производство и выпуск товара без маркировки — до 10 тысяч рублей для ИП и до 100 тысяч рублей для юрлиц.

За продажу без маркировки — до 4 тысяч рублей для ИП, до 300 тысяч рублей — для юрлиц.

Для работы с маркировкой участникам оборота потребуется:

  • Усиленная квалифицированная электронная подпись (можно оформить в одном из аккредитованных в Минкомсвязи удостоверяющих центров).
  • 2D сканер штрих-кода для считывания кода Data Matrix.
  • Принтер для печати этикеток, для печати кодов Data Matrix.
  • Онлайн-касса для розничных продаж (возможно, потребуется обновление прошивки и покупка подписки/приложения).
  • Настроить обмен документами при помощи систем электронного документооборота.
  • При работе в товароучетной программе участник оборота может провести ее интеграцию с личным кабинетом системы маркировки самостоятельно или с помощью интегратора.